Первые тормозные колодки были деревянными и использовались на телегах и каретах. Работали они от ручного привода исключительно за счет физической силы кучера и силы трения. Такое приспособление было абсолютно бесполезным в дождь или снег.


Позже деревянные колодки заменили металлическими с фрикционными накладками из кожи.
В 1902 году Луи Рено представил тормоза с колодками внутри полых барабанов. Фрикционные накладки делали из асбеста. Позже от асбеста отказались, т.к. он очень вреден для органов дыхания человека.

Тормозные колодки являются наиболее уязвимой частью тормозной системы т.к при торможении колодки сильно нагреваются, а если тормозить на мокром асфальте в них попадает вода и получается большой перепад температур что негативно сказывается на любом материале именно поэтому колодки необходимо регулярно менять, от этого зависит безопасность движения на дороге.

Сама колодка представляет собой стальную пластину , к которой прикреплена насадка состоящая из специальных фрикционных материалов с повышенным коэффициентом трения , в состав которого входит минеральные волокна, смолы и именно от качества используемого материала и зависит качество самой колодки. Так же на долговечность колодки влияет стиль езды, интенсивность торможения и т.д. Так как  передние тормозные колодки берут на себя основную нагрузку т.к большая часть инерционных сил которая способствует гашению скорости приходится именно на переднюю часть автомобиля ,и как следствие изнашиваются быстрее задних, их приходится менять раза в два чаще.

Когда колодка вырабатывает свой ресурс и фрикционный материал стирается то под ним есть специальная пластина при торможении колодка соприкасается с этой пластиной и появляется характерный писк при торможении. На некоторых автомобилях датчик износа является металлический контакт и при износе колодки этот контакт соприкасается с диском и на панель выводится световой сигнал.

Так же об износе колодок может свидетельствовать биение при снижении скорости или торможении ( это происходит уже в самом конце службы колодок, в том случае когда они стираются неравномерно и в накладках появляются сколы и трещины), тормоза становятся слишком слабые или резкими что очень опасно т.к при слабых тормозах приходится опускать педаль тормоза ниже чем обычно и торможение происходит менее интенсивно. А если колеса наоборот резко блокируются – это уже говорит о том что специальный материал стерся “ в ноль” и идет трение металлических пластин.

При замене колодок следует учитывать важный момент – замена происходит парами т.е меняется либо передняя либо задняя пара. Ни в коем случае нельзя допускать чтобы на паре колес износ был разной степени.

А самое важное правило обслуживания тормозных колодок, это то, что необходимо производить замену  вовремя, так как эти изношенные расходные элементы системы способны сильно повредить тормозные диски, что может привести к их негодности и удорожанию ремонта тормозной системы автомобиля в разы.