Что важно знать про аккумуляторы?

    Каждый владелец автомобиля хочет иметь надежный и качественный аккумулятор, который бы не требовал обслуживания и идеально работал при различных температурах. Сегодня при покупке трудно правильно без глубоких познаний сориентироваться в большом ассортименте изделий, предлагаемых различными магазинами, фирмами, заводами производителями. А если вы пока не специалист в этом вопросе, хотелось бы перед покупкой более детально разобраться. Что собой представляет аккумулятор? Как он устроен и принцип его работы? Какой должен быть – обслуживаемый или необслуживаемый? Достаточная ли будет емкость для вашего автомобиля? Длительный ли у него будет срок службы? Какого производителя лучше выбрать? Далеко не последним фактором в решении о приобретении будет играть и цена. Попробуем разобраться во всех тонкостях выбора аккумулятора более детально.

Рейтинг производителей аккумуляторов - какую фирму выбрать

Российские автомагазины предлагают аккумуляторы различных иностранных и отечественных производителей. Многие уже опробованы и рекомендованы нашими водителями. При их выборе нужно обратить в первую очередь на брэнд компании, а затем ознакомиться с основными краткими характеристиками, выпускаемой продукции.

В пятерке лучших иностранных производителей автомобильных аккумуляторных батарей представленных на Российском рынке 2017 - 2018 г., находятся такие фирмы, как:

· Bosch / Varta;

· Mutlu;

· Exide;

· Baren;

· Optima / Delkor.

Среди лучших российских производителей АКБ стоит отметить такие компании, как:

· ТАЗ (Тюмень).

· АкТех (Свирск).

· Тубор (Нижний Новгород).

· Аком (Жигулевск).

· Русские аккумуляторы (Курский аккумулятор, Русская звезда, Саратов и Подольск).

По многим параметрам наша продукция не уступает импортной. Отечественные батареи хорошо приспособлены к нашим климатическим условиям. Их изготовление производится на современном оборудовании и по новаторским технологиям.

Выбирая батарею, не следует акцентировать свое внимание лишь на известности того или иного бренда. Для полноты картины стоит разобраться в особенностях продукции: принципе ее работы, устройстве и основных характеристиках.

Принцип работы и устройство аккумуляторов

Аккумулятор это устройство, в котором с помощью химических процессов, может вырабатываться или накапливаться электрическая энергия.

Принцип работы АКБ основан на активной реакции между свинцовыми пластинами (электродами), опущенными в серную кислоту (электролит),образуя в результате воду и сульфат свинца. Необходимо отметить, что в случае такого взаимодействия постепенно уменьшается плотность электролита и, соответственно, мощность аккумулятора.

Энергия электрическая преобразовывается в химическую при зарядке и, наоборот, при разряде. Этот процесс имеет циклический характер: разрядка - зарядка.

Когда двигатель автомобиля работает, происходит зарядка аккумулятора от генератора. Во время зарядки вода и сульфат свинца преобразуются снова в серную кислоту и, соответственно, повышается плотность электролита.

Высокое напряжение при зарядке АКБ значительно снижает уровень электролита, а низкое – не полностью заряжает батарею, уменьшая срок ее службы. Поэтому этот процесс должен проходить при оптимальных условиях.

Окружающая аккумулятор температура влияет на его работу. При высокой температуре – увеличивается коррозия электродов. Происходит уменьшение заряда батареи (саморазряд). При низкой температуре – уменьшается плотность электролита. В нерабочем состоянии АКБ постепенно само разряжается. Поэтому автомобилисты рекомендуют снимать АКБ во время длительной стоянки машины в условиях зимы.

С помощью аккумулятора в автомобиле можно:

· Осуществлять запуск двигателя.

· Выдавать ток для электрических цепей при включенном двигателе, совместно с работающим генератором.

· Обеспечивать энергией электроприборы малой мощности при выключенном двигателе.

В автомобилях различных типов, чаще всего, используются свинцово-кислотные батареи. Устройство АКБ довольно несложное. Изделие состоит из изолированных друг от друга банок (аккумуляторных элементов), подключённых последовательно. Все они заключены в пластиковый корпус, который не проводит электрический ток и стойкий к воздействию серной кислоты. В каждой банке есть набор положительных и отрицательных электродов, которые чередуются. Электрод представляет собой токоотводящую решётку, на которую нанесена обмазка (активная масса).

Основные элементы аккумуляторной батареи:

· Банка состоит из набора пластин (электродов), изолированных кислотоупорными сепараторами.

· Электроды изготавливаются из свинца в виде решеток. В их ячейки впрессовывается пористое активное вещество. Для плюсовых пластин оно производится из свинцового порошка, с примесью серной кислоты, а для отрицательных добавляют сернокислый барий. Пластины заряжают.

· Корпус батареи изготовлен из кислотоустойчивой пластмассы. В емкости имеются отделения для установки банок.

· Электролит, изготовлен из смеси: чистой воды и серной кислоты. Все это залито в банки. С его помощью заряженные частицы перемещаются от электрода к электроду.

Аккумуляторные батареи автомобилей приходится периодически менять, но эта процедура не требует обязательного посещения СТО. Ведь процесс замены АКБ достаточно прост и вполне может быть осуществлен автовладельцем самостоятельно.

Перед заменой аккумулятора необходимо визуально осмотреть старую батарею, т.к она может быть повреждена, потому есть опасность получить ожоги. Ведь аккумуляторный электролит – это не что иное, как разбавленная серная кислота. Потому при наличии трещин на АКБ, отсутствии пробок, потеках на поверхности батареи, лучше надеть толстые резиновые перчатки.

Подключаются АКБ к электрооборудованию с помощью двух выводов, сделанных из свинца.

Клемма «плюс» всегда толще, чем отрицательная. Это уменьшает ошибки при подключении. Их расположение (полярность) может быть или прямой или обратной. Прямая полярность – плюс слева, обратная – справа.

При подключении сначала подключают «плюсовой» провод, а затем «минусовой».

Современные батареи оснащаются индикатором - «глазком», по которому можно судить о заряженности батареи:

Зеленый цвет индикатора свидетельствует о достаточной степени заряженности батареи (>65%) и ее исправности.

Черный цвет индикатора свидетельствует о недостаточной степени заряженности батареи (<65%) и необходимости ее подзаряда ( с правилами подзарядки АКБ можно ознакомиться перейдя по ссылке).

Желтый или бесцветный глазок индикатора свидетельствуют о слишком низком уровне электролита и необходимости замены батареи.

Виды аккумуляторов

На российском рынке представлены АКБ следующих типов:

Обслуживаемые аккумуляторы

Пластины обслуживаемых аккумуляторов содержат в своем составе сурьмянистый свинец.

Плюсы:

· Предполагают возможность добавления или замены электролита. Для этого в их конструкции предусмотрены специальные заливные отверстия.

· Проверка состояния электролита ( светлый, либо темный –черный).

· Визуальный осмотр свинцовых пластин.

· При своевременном и оптимальном обслуживании, могут прослужить длительный срок.

· Низкие цены.

Минусы:

· Модели не безопасны в эксплуатации (газы и кислота).

· Требуют постоянного обслуживания, особенно летом.

· Со временем параметры заряда ухудшаются.

· Из-за того что эта батарея не герметична, электрохимическая жидкость может выкипать или испаряться (особенно летом при жаре) из банок. Таким образом, понижается уровень и плотность кислоты растет, это может негативно сказаться на пластинах, а именно они могут разрушиться. Сульфатация открытых участков пластин происходит быстрее

· Некачественный, несвоевременный уход приводит к необратимым процессам. Вышедший из строя аккумулятор невозможно обслужить.

· При испарении часть кислоты оказывается сверху, образуется белый налет. Этот налет может перемыкать клеммы, и частично разряжать обслуживаемый аккумулятор.

Малосурьмянистые батареи

Такие аккумуляторы имеют меньшее содержание сурьмы, благодаря чему у них снизилось испарение воды из кислоты. Роль сурьмы в аккумуляторных пластинах – это увеличение их прочности. Чистый свинец очень мягкий и не в чистом виде не подходит для использования в АКБ. Сурьма вызывает резкую активизацию процесса электролиза, который начинается в батарее при напряжении 12 вольт. При этом выделяются водород с кислородом. Это выглядит как закипание электролита.

Плюсы:

· Периодичность обслуживания таких АКБ не такая частая, как у предыдущих изделий.

· Понизился саморазряд при хранении.

· Устойчивы к скачкам и перепадам напряжения в электросети автомобиля.

· Такой вид батарей наиболее предпочтительней для использования в отечественных авто.

· Доступная цена.

Минусы:

Малосурьмянистым батареям также необходимо обслуживание, хоть и с довольно меньшей периодичностью, чем сурьмянистым. Небольшое испарение воды все же происходит, поэтому иногда требуется производить контроль соответствия уровня и плотности, добавляя дистиллированную воду.

Кальциевые (необслуживаемые) АКБ

При производстве кальциевых батарей свинцовые пластины легированы 0,07-0,1% кальцием. Они могут иметь различные заряды (отрицательный или положительный). Виды аккумуляторных батареи такого типа маркируются «Са/Са», что обозначает наличие кальция в составе пластин обоих полюсов. Кальций существенно снижает испарение воды из электролита, в связи с чем отпадает необходимость контроля соответствия уровня и плотности практически отпадает. За счет введения кальция батареи приобретают высокую виброустойчивость и повышается их коррозоустойчивость. Положительный эффект достигается введением в материал пластин небольшого количества серебра. Это повышает КПД и энергоёмкость батареи.

Плюсы:

· Имеют увеличенную емкость и КПД;

· Владельцу автомобиля не нужно проверять уровень электролита и его плотность;

· Имеет низкую степень саморазряда;

· Практически отсутствует испарение воды;

· Меньшая масса.

Минусы:

· Цены на эти батареи выше сурьмянистых изделий;

· Кальциевые АКБ гораздо более чувствительны к сильному разряду, чем другие виды аккумуляторов для автомобилей. Хватает 3─4 сильных разрядов и ёмкость аккумулятора необратимо падает. Это означает, что сильно уменьшается количество накапливаемого батареей тока. В этом случае АКБ придётся менять.

· Также стоит отметить, что кальциевый вид аккумуляторов чувствителен к стабильности электрических характеристик бортовой сети авто. Они не любят сильные перепады напряжения. Поэтому перед установкой такой батареи удостоверьтесь в исправности генератора, регулятора напряжения и других устройств в сети авто

Гибридные (необслуживаемые) аккумуляторы

Конструктивные отличия состоят в том, что при их производстве объединили две технологии: одна, когда пластины формируется из сплава свинца и сурьмы (положительные электроды), другая же – из сплава свинца и кальция (отрицательные электроды). В результате это дало неоспоримое преимущество в сравнении с кальциевыми батареями.

Плюсы:

· Более устойчивы к перепадам напряжения и разрядам в электрической цепи автомобиля.

· Имеют низкий саморазряд.

· Не обслуживаются.

· Благодаря высокому стартерному току, с помощью этих АКБ облегчен запуск при низких температурах.

· Лучшая виброустойчивость, которую высоко ценят водители. Такой результат достигнут благодаря толстым литым пластинам, применение которых позволило повысить срок эксплуатации до семи лет.

Минусы:

· Цены выше, чем у предыдущих батарей.

AGM (необслуживаемые) аккумуляторы

Отличительной особенностью данного типа аккумуляторных батарей является то, что в электролит между пластинами с помощью специальной технологии монтируются стекловолоконные микропористые прокладки.

Плюсы:

· Пожаробезопасны.

· Могут без проблем работать при разных углах наклона.

· Нет жидкого электролита.

· Очень низкий саморазряд и увеличенный срок службы.

· Не обслуживаются.

Минусы:

· Не любят больших морозов.

· Хорошо работают только в автомобилях высокого класса с качественным электрооборудованием.

· Высокая цена.

· Меньшее число циклов заряда-разряда.

· Более чувствительны к глубокому разряду, имеют более быстрый саморазряд.

· При зарядке необходимо специальное ЗУ. Обычное зачастую не подходит.

GEL (необслуживаемые) батареи

Такие аккумуляторы имеют те же параметры и свойства, как и у AGM изделий, но немного уступают по циклическому использованию газов. Отличительная особенность гелевых аккумуляторов — применение гелеобразного (киселеобразного) электролита. Данная технология позволила снизить текучесть электролита, в котором содержится агрессивная серная кислота.

Плюсы:

· Почти в два раза длительней срок эксплуатации, чем у предыдущих АКБ. На некоторых моделях он достигает 10 лет.

· Низкая скорость саморазряда.

· Не обслуживаются.

Минусы:

· Не переносят низких температур из-за загустевания электролита и снижения ёмкости аккумулятора.

· Высокая стоимость.

· Лучше использовать в автомобилях высокого класса при умеренных погодных условиях.

EFB (необслуживаемые) аккумуляторы

EFB — «улучшенная жидкозаполненная батарея». Свинцовые пластины в ЕФБ аккумуляторах в два раза толще, чем у обычных, в следствии чего увеличивается их ёмкость. Каждая пластина запечатана в пакет из специальной ткани, который наполнен жидким сернокислотным электролитом.

Плюсы:

· Обладают хорошей устойчивостью к глубоким разрядам.

· Могут эксплуатироваться от минус 50°C до плюс 60 °C.

· Увеличены параметры пускового тока.

· Безопасны и практически не обслуживаемы, можно использовать даже дома, испарения электролита нет

Минусы:

· Высокая цена.

Параметры выбора аккумулятора

На что стоит в первую очередь обратить внимание, перед покупкой аккумулятора:

1. Следует определиться с видом батареи – обслуживаемая, необслуживаемая и т.д.

2. Габариты АКБ должны быть соразмерными с местом, предназначенным для ее крепления в автомобиле.

3. Важно знать с какой стороны в вашей машине должны быть расположены «плюсовой» и «отрицательный» выводы (клеммы), то есть должна учитываться полярность батареи. Она бывает прямая – «плюс» находится слева. Обратная полярность – «плюс» на АКБ размещен справа.

4. Надо знать какая номинальная емкость (ампер-час) у аккумулятора - это отдаваемая энергия в течение 20-ти часов при разрядке полностью заряженной АКБ. Эта величина для легковых автомобилей в зависимости от мощности двигателя варьируется от 40 до 70 А/ч, а для более мощных грузовых машин может достигать 200 А/ч. Допустимая емкость для вашего автомобиля указана в его документах.

5. Следует определиться с величиной пускового тока (А), которую аккумулятор способен отдать при температуре ниже минус 18 °С за 10 секунд при напряжении 7,5 В. Если этот показатель высокий, запуск двигателя зимой при низких температурах будет не сложным. Для среднестатистической машины пусковой ток может быть около 250 Ампер. Его величина для вашего авто должна быть указана в инструкции по эксплуатации.

6. Для мест, где очень холодные зимы, можно использовать изделия с большим пусковым током. Для легковых – до 400-500 А. А для грузовых и этого будет мало. Не бойтесь, ничего не спалите!

7. Основные характеристики батареи указаны в маркировке каждого аккумулятора. Они наносятся на ее корпус.

8. В отличие от выбора бытовых приборов (холодильников, электромясорубок и т.д), перед покупкой АКБ, следует внимательно ознакомиться с руководством по эксплуатации на машину, где она будет эксплуатироваться.

9. Вес аккумулятора имеет очень большое значение при выборе. Чем больше вес аккумулятора по сравнению с аналогами, тем более верны его технические характеристики, указанные на этикетке.

Сколько стоят аккумуляторные батареи

1. Стоимость АКБ будет еще одним из определяющих ваш выбор параметров. Она зависит от производителя батареи, вида, емкости, размеров и простоты ее обслуживания. Цена аккумуляторов варьируется от 2800 до 17000 рублей и выше.

2. Необслуживаемые батареи являются более надежными и безопасными. Эксплуатационные параметры у них значительно лучше, чем у обслуживаемых моделей. Но и стоимость их, соответственно выше цены более старых моделей АКБ.

3. Здесь выбор будет только за вами. Стоит только помнить о том, что желание сильно сэкономить часто приводит к уменьшению вашей безопасности и иногда может привести непоправимый вред «здоровью» вашего любимого автомобиля.