Каждый автовладелец желает максимально продлить срок службы двигателя своего автомобиля. Решающим фактором в достижении этого является качественная смазка всех трущихся деталей. Это как раз тот фактор, которым очень просто можно управлять без всякой помощи СТО и специалистов. Достаточно со знанием дела подбирать и использовать моторные масла и результат, как говорят, будет налицо. С другой стороны ошибки, неаккуратность в применении масел часто приводят к катастрофическим последствиям (заклинивание, задиры, интенсивные износы, закоксовывание поршневых колец и форсунок дизелей, засорение масляных каналов слабо-растворимыми отложениями, интенсивный нагар, ускоренное разрушение резиновых деталей и т.п.). В первую очередь стоит руководствоваться рекомендациями по подбору масла в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Базовые функции современного моторного масла следующие:

  • защита деталей от сухого трения и преждевременного износа;
  • снижение потерь на трение, энергосбережение;
  • защита от появления коррозии;
  • охлаждение трущихся поверхностей, защита от перегрева;
  • выведение из зон трения продуктов механического износа (металлической стружки);
  • нейтрализация химически активных соединений, удаление нагара, сажи, и других продуктов, которые образуются после сжигания топлива в цилиндрах.

Автомобильный двигатель это не только сердце машины, но и самый дорогостоящий ее узел, а, следовательно, для его продолжительной эксплуатации необходима качественная смазка. Поэтому не стоит экономить на масле и подойти к его выбору со знанием дела. В противном случае придется выложить кругленькую сумму для ремонта силового агрегата.

Виды и типы моторных масел

Прежде всего, любое масло для двигателя состоит из базовой масляной основы и пакета специальных присадок, которые добавлены в такую основу. Присадки отвечают за стабильность масляной пленки и вязкость масла (вязкостные присадки), очистку деталей двигателя (моющие присадки) и т.д. Именно благодаря таким присадкам смазочная жидкость получает многие уникальные свойства и характеристики. Однако важную роль играет и сама масляная основа, в зависимости от которой масла делятся на:

минеральные – такие масла масла являются «натуральными», так как их изготавливают из нефти. Такие смазки наиболее простые в производстве и доступные по цене. Однако данные продукты имеют самую высокую вязкость при низких температурах (минеральное масло в условиях холодов сильно густеет), угорают в процессе работы двигателя, быстрее остальных окисляются и стареют.

На практике это означает, что их нужно менять чаще, чем полусинтетику или синтетику. Зачастую такие смазочные жидкости используют в двигателях с большим пробегом, так как повышенная вязкость «минералки» позволяет сформировать более толстую масляную пленку и несколько компенсировать увеличенные от износа зазоры между деталями. В результате двигатель работает тише, уменьшаются ударные нагрузки и т.д.

полусинтетические- фактически такой продукт является смешиванием двух основ. Другими словами, в минеральную основу добавляется 30-50% дорогостоящей синтетики.

Готовый продукт получается лучше «минералки» по свойствам и дешевле чистой синтетики, представляя собой сбалансированное решение по соотношению качества и цены.

синтетические - моторные масла являются маловязкими и делятся на ПАО-синтетику и гидрокрекинг. Первый вариант является наиболее качественным и дорогостоящим продуктом, такое масло изготавливают не из чистой нефти, технология изготовления сложная и трудоемкая.

Второй вариант немного хуже по качеству, при этом такой продукт заметно дешевле в производстве. В двух словах, гидрокрекинговое масло представляет собой нефтяную основу, которую путем специальной обработки максимально приближают по свойствам к ПАО маслам.

Также стоит выделить, что моторное масло в линейке различных производителей все чаще позиционируется не только в качестве всесезонного, но и универсального. Универсальное моторное масло означает, что его можно равноценно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Масло бензин/дизель или дизель/бензин позволяет упростить обслуживание автопарков, исключая необходимость отдельно закупать смазки для разных типов двигателей.

К основным свойствам моторных масел относят:

Вязкость – важнейшая характеристика смазочного материала, определяющая тип двигателя для использования.

Коксуемость – параметр, характеризующий склонность масла к образованию смол и нагаров.

Зольность – количество добавок в составе масла, образующих золу после сгорания смазочного материала. Масла с высокой зольностью отличаются повышенной склонностью к нагарообразованию.

Содержание в масле механических примесей, которые забивают фильтры и масляные каналы, способствуя интенсивному износу деталей.

Содержание в составе масла воды, улучшающей характеристики и влияющей на цену.

Щелочное число – характеристика, определяющая количество кислот и щелочей в составе.

Моющие свойства.

Температура застывания когда масло утрачивает жидкостную подвижность.

Цвет и прозрачность.

Присадки для масла в двигатель

Высокие требования к качеству смазочных характеристик моторного масла привели к появлению огромного количества присадок, которые добавляются в масло для улучшения его свойств.

Зачастую масло может содержать сразу несколько видов присадок, каждая из которых влияет на определенное свойство масла.

К примеру, добавление «моющей» присадки не допускает пригорания деталей, в частности поршневых колец и т.д., а также очищает и уменьшает отложения на деталях масляной пленки, так называемого «лака», противоизносная присадка позволяет уменьшить износ трущихся деталей, образовывая более стойкую масляную пленку на поверхности трения.

В зависимости от поставленных целей и потребностей двигателя можно подобрать оптимальное моторное масло с необходимыми свойствами за счет оптимально подобранной комбинации присадок.

Классификация моторного масла по вязкости

Маркировка согласно классификации SAE состоит из букв и цифр или только цифр.

Летние сорта моторного масла содержат в маркировке вязкости только цифры (20, 30, 40, 50 и 60).

Буква W (от англ. Слова Winter — зима) – обозначает зимний сорт масла. В стандарте SAE J300 перечислено 6 классов вязкости для зимних сортов масла (OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W).

Маркировка всесезонного масла содержит и зимний и летний показатель вязкости, которые обычно указываются через черточку, дефис или пробел (например, SAE 10W30, SAE 15W-40 и т.д.). Стоит обратить внимание, что синтетические масла более текучие, они легче распределяются по маслосистеме и могут легче проникнуть в зазоры и не достаточно плотные соединения и обнаружить подтекание масла проще всего именно при использовании синтетического масла.

Масла с маркировкой S применяются для четырехтактных бензиновых двигателей, а с маркировкой С – для сельскохозяйственных машин, дорожно-строительной техники и прочих крупногабаритных транспортных средств.

Также сейчас существует еще два относительно новых класса масел для современных автомобилей — SL (могут применяться в турбированных многоклапанных двигателях (особенно актуально применение данного масла при работе с обедненными топливными смесями) и SM (отличается более высокими антиокислительными и противоизносными свойствами за счет наличия в составе дополнительных присадок).

Зачем менять масло и когда это лучше делать

В процессе эксплуатации ТС и двигателя, масло постоянно нагревается и охлаждается, в нем накапливаются загрязнения, продукты износа мотора и отложения, постепенно «срабатывается» пакет присадок, изменяется вязкость и стабильность масляной пленки и т.п.

Получается, для вывода накопившихся загрязнений из мотора, а также для обеспечения защитных, моющих и других свойств, смазку нужно менять. Как правило, замена масла в двигателе предписана самим производителем автомобиля с учетом определенного пробега. В среднем, показатель зафиксирован на отметке 15 тыс. км.

В случае несвоевременной замены масла возможно столкнуться с неприятными последствиями:

масло, утратившее характеристики из-за повышенного содержания в его составе продуктов износа, начнет забивать фильтр;

разлагающаяся основа выпадет в твердый осадок;

за счет развивающегося процесса смолообразования, начнется процесс “склеивания” элементов двигателя и затора его масляных магистралей;

выйдет из строя маслоприемник;

элементы двигателя, лишенные качественной смазки, начинают интенсивно изнашиваться, приводя к выходу из строя всего агрегата

Поэтому несвоевременная замена моторного масла приводит к увеличенному износу главного агрегата машины, снижению его эксплуатационных характеристик и как следствие к поломке. А это уже большие дополнительные финансовые затраты, которые обязательно появятся из-за невнимательного отношения к автомобилю и неразумной экономии. Некоторые водители считают, что чем меньше машина эксплуатируется или вообще стоит всю зиму в гараже, то и масло менять нужно реже. Но это не всегда так, потому что в неработающем двигателе накапливается конденсат, что уменьшает качество смазывающих материалов.